Главная | Вести | О Доме Дружбы | Афиша | Наши проекты | Омская область - регион многонациональный  | Спорт. Досуг. Здоровье | Оценка качества работы | Методическая копилка | Контакты | Национально-культурные объединения | Казачество | Наши творческие и спортивные объединения  | Омское региональное отделение ООО «Ассамблея народов России» | Часто задаваемые вопросы | Пишите нам

Наши проекты
Областной фестиваль национальных культур "Единение"
Фестивали национальных культур

Статьи и публикации о проекте
 


Организация межнационального фестиваля "Детства яркая палитра"
в летнем лагере

В Омской области пропаганде здорового образа жизни, общекультурных ценностей, формированию у подрастающего поколения готовности к усвоению современной системы социальных отношений был посвящён совместный проект Министерства культуры области (в лице государственного учреждения культуры «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь») и Министерства по делам молодёжи, физической культуры и спорта области «Профильная смена «Многоликое Прииртышье».
Министерство культуры Омской области, государственное учреждение культуры области «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» (Дом Дружбы) в рамках областной целевой программы «Дети Омской области» реализовали долгосрочный социальный проект «Областной межнациональный фестиваль детского творчества «Детства яркая палитра». Первый фестиваль прошёл в рамках профильной смены «Многоликое Прииртышье» на базе лагеря оздоровления и отдыха детей и молодёжи «Солнечный» Министерства по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области.
Целью проекта стало создание благоприятных социокультурных условий для воспитания толерантности у детей и подростков, знакомства с культурой народов, проживающих на территории области, их обычаями, традициями, передачи культурного наследия молодому поколению, воспитания духовных в ценностей духе многонациональности; профилактика экстремизма и правонарушений в молодёжной среде на этнической почве.
Первоочередные задачи фестиваля национального детского творчества, прошедшего в рамках профильной смены:
- возрождать и развивать процессы преемственности многонациональных традиций Омской области;
– научить подрастающее поколение верить, созидать, уважать, любить и быть успешным в современных социокультурных условиях;
- воспитать и развить умение принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями, сформировать психологическую готовность к толерантным межэтническим отношениям в современном полиэтническом обществе.
Профильная смена

Профильная смена представляет собой систему мероприятий, знакомящих подростков с национальными календарными праздниками, обычаями и историей народов Омского Прииртышья.
Омская область — полиэтнический регион, на территории которого проживают более 120 национальностей и народностей. Визитной карточкой многонационального региона в последние 10 лет стал областной фестиваль национальных культур «Единение». Опыт проведения мероприятий в рамках этого фестиваля и знакомство с новаторской в сфере формирования межэтнических отношений федеральной программой «Моя Федерация» Всероссийского детского центра «Океан», получившей грант первой степени на конкурсе пилотных проектов по реализации федеральной подпрограммы «Развитие молодёжного, детского и семейного отдыха» на 2001–2005 гг., стал основой для разработки специалистами омского Дома Дружбы концепции профильной сменыа «Многоликое Прииртышье».
Мероприятия этой смены проводят со школьниками области в возрасте от 9 до 16 лет. Особенный упор делается на восстановлении утраченной в последние годы преемственности национальных традиций.
Первоочередные задачи фестиваля национального детского творчества, в рамках профильной смены:
- возрождать и развивать процессы преемственности многонациональных традиций Омской области;
– научить подратающее поколение созидать, уважать, любить и быть успешным в современных социокультурных условиях;
- воспитывать и развивать умение принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями, формировать психологическую готовность к толерантным межэтническим отношениям в современном полиэтническом обществе.
Профильная смена представляет собой систему мероприятий, знакомящих подростков с национальными календарными праздниками, обычаями и историей народов Омского Прииртышья. Для этого проекта была предложена ранее не используемая для данной возрастной категории форма презентации национальных культур народов Омской области — Дни национальных культур. В программу каждого Дня национальной культуры входили беседы и видеолекторий спецкурса «Моё Прииртышье», разработанного специалистами Дома Дружбы и Омского историко-краеведческого музея, встречи с творческими коллективами и активистами национально-культурных объединений Омской области, Дни национальной кухни, развлекательные и конкурсно-игровые программы с этническими мотивами.
Такая комплексная форма проведения позволила более широко представлять народную культуру, расширить спектр используемых культурно-досуговых форм, привлечь к участию в работе смены участников детских самодеятельных художественных коллективов, занимающихся национальным творчеством, государственные учреждения культуры Омской области — музеи, библиотеки, органы культуры муниципальных образований Омской области.
Профильная смена «Многоликое Прииртышье» приняла 86 участников детских творческих коллективов, лауреатов и дипломантов VI областного фестиваля национальных культур «Единение» из восьми районов Омской области и г. Омска и 150 учеников общеобразовательных школ в возрасте от 6 до 16 лет.
В программе фестиваля прошли шоу-программы с этнокомпонентом, олимпиада по национальным играм, видеолектории и беседы по спецкурсу «Моё Прииртышье» иллюстративно-образовательной программы Дома дружбы для школьников «Культура моего народа» с участием специалистов Омского государственного историко-краеведческого музея и Сибирского культурного центра, концертно-игровые программы с участием творческих коллективов национально-культурных объединений Омской области.
Программа смены

Программа смены была насыщена разнообразными досугово-развлекательными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями, что позволяло её участникам переключаться с профиля программы на другие виды деятельности, помогающие отдохнуть и получить положительные эмоции, подготовиться к учебному году.
Первая неделя была посвящена введению в тематику смены: выбирали название отряда, оформляли отрядные уголки, корпуса, разучивали хореографические миниатюры (приветствие, пожелание приятного аппетита и другие распространённые выражения народа, который представляет отряд). Первым крупным мероприятием этой недели стала Олимпиада по национальным играм.
В начале второй недели прошло открытие Первого областного межнационального фестиваля детского творчества «Детства яркая палитра», в рамках которого состоялся гала-концерт с участием детских творческих коллективов.
Программа фестиваля включала восемь тематических Дней культуры, на которых ребята представляли традиции и обычаи русских, украинцев, казахов, российских немцев, татар, латышей, армян, китайцев, корейцев и евреев.
Программу Дня культуры начинала презентация Дня, проходившая на утренней информационной линейке. Презентацию проводили вожатые отряда, одетые в национальные костюмы.
После завтрака отряды отправлялись в гости к отряду, готовившему программу Дня культуры. При подготовке этого дня весь отряд под руководством хореографа разучивал национальный танец и приветствие на национальной языке. Ведущими программ гостевания тоже были дети: они проводили игровые программы, мастер-классы по хореографии, художественно оформляли отрядные холлы. Соответствовали программам Дней культуры и меню обеда: и украинский борщ с галущками, и азу по-татарски, и казахский плов, и корейский салат...
Во второй половине дня в гости к ребятам приезжали творческие коллективы областных национально-культурных объединений, проводились занятия спецкурса «Моё Прииртышье» с использованием экспонатов Омского историко-краеведческого музея и иллюстративно-образовательных видеофильмов о фестивале «Единение». Финалом областного межнационального фестиваля «Детства яркая палитра» и итогом смены «Многоликое Прииртышье» стал гала-концерт с участием творческих коллективов — участников смены и педагогического отряда лагеря отдыха и оздоровления детей и молодёжи «Солнечный».
Активные участники фестиваля были награждены благодарственными письмами, ценными подарками, памятными футболками и банданами с символикой профильной смены.
Программа профильной смены разрабатывалась специалистами Дома Дружбы и была адаптирована к условиям этого стационарного лагеря. Вожатскому отряду предоставили методические материалы по программе профильной смены, что помогло плодотворно работать по этой программе с первых дней смены. Подружившиеся ребята теперь вместе ходят на концентры творческих коллективов, с которыми познакомились во время профильной смены.

Профильная смена «Многоликое Прииртышье»
как способ формирования и развития основ толерантного сознания у детей и подростков.
    Работая над поиском эффективных решений задач по воспитанию толерантно ориентированной в современных социокультурных условиях личности, профилактике асоциальных явлений, профилактике детской безнадзорности и правонарушений, в 2006 году Министерство культуры Омской области и Омский Дом Дружбы на основе межведомственного взаимодействия разработали и реализовали пилотный проект «I областной межнациональный фестиваль детского творчества «Детства яркая палитра». Фестиваль было решено провести в рамках профильной смены «Многоликое Прииртышье» в летний оздоровительный период.
    Первая профильная смена «Многоликое Прииртышье», состоявшаяся в 2006 году приняла 86 участников детских творческих коллективов, лауреатов и дипломантов областного фестиваля национальных культур «Единение» из 8 районов Омской области и г. Омска и 150 учащихся общеобразовательных школ в возрасте от 6 до 16 лет.
    Площадкой для проведения первого фестиваля стало государственное предприятие «Лагерь оздоровления и отдыха детей и молодежи «Солнечный» Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области.
    Целями проекта стали знакомство с культурой народов, проживающих на территории области, их обычаями, традициями, передача культурного наследия молодому поколению, развитие творческого сотрудничества детей разных возрастов и национальностей, воспитание культурного межнационального общения; профилактика экстремизма в молодёжной среде на этнической почве.
    Организаторы проекта разработали систему мероприятий, знакомящих подростков с национальными календарными праздниками, обычаями и историей народов Омского Прииртышья. Была предложена форма презентации национальных культур народов Омской области - Дни национальных культур (славянских и тюркских народов, народов Дальнего и Ближнего Востока, народов Западной Европы и Балтии).
    В программу каждого Дня национальной культуры входили беседы и видеолекторий спецкурса «Моё Прииртышье», разработанного специалистами Дома Дружбы и Омского историко-краеведческого музея, встречи с творческими коллективами и активистами национально-культурных объединений Омской области, Дни национальной кухни, олимпиады по национальным играм, концертно-игровые программы с этническими мотивами.
    Такая комплексная форма проведения позволила более широко представлять народную культуру, расширить спектр используемых культурно-досуговых форм, привлечь к участию в работе смены участников детских самодеятельных художественных коллективов, занимающихся национальным творчеством, государственные учреждения культуры Омской области — музеи, библиотеки, органы управления культурой муниципальных районов области.
    Положительный опыт реализации пилотного проекта «I областной межнациональный фестиваль «Детства яркая палитра» в 2006 году позволил продолжить реализацию данного проекта в 2008 году, расширяя географию участников.
    Во второй и третий разы профильная смена была проведена на базе детского оздоровительного лагеря «Берёзовая роща» (Саргатский район).

    В 2008 году в профильной смены приняли участие 250 ребят из детских национальных творческих коллективов 12 муниципальных районов Омской области. Гостями фестиваля стали участники делегации Русского культурно-образовательного и социального центра «Исток» г. Франкфурт-на Майне, Германия.

    В 2010 году рамках реализации программы областной профильной смены «Многоликое Прииртышье» Министерство культуры Омской области, бюджетное учреждение культуры «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» (Дом Дружбы)» организовали и провели III межнациональный фестиваль «Детства яркая палитра».
    В III межнациональном фестивале «Детства яркая палитра» в рамках Профильной смены «Многоликое Прииртышье» приняли участие 250 ребят, представляющих национальные творческие коллективы из 5 муниципальных районов Омской области и города Омска.
    Отличительной особенностью третьего фестиваля стало применение инновационных и интерактивных форм работы с детьми. Например, станционная игра «Квестомания» и конкурс проектов «ОмскЭВЕНТ», игровая программа с этно-компонентом «Спортивный народный калейдоскоп» и акция «Тайный друг», «Зарядка в стиле йоги» и «Международная парусная регата».

    Кроме того, впервые в рамках третьего межнационального фестиваля «Детства яркая палитра» было проведено масштабное социологическое исследование, объектом которого стали все 250 участников фестиваля (дети от 7 до 17 лет), а предметом исследования - общее отношение детей к окружающему миру и их социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность человека.
    Для диагностики состояния толерантности у детей использовалась известная методика российских психологов Солдатовой и Кравцовой, где в качестве инструментария предлагался экспресс-опросник «Индекс толерантности». Наш выбор данной методики обусловлен следующими критериями: доступный инструментарий и наглядность результатов. Кроме того, метод позволяет достаточно просто проводить количественный и качественный анализы толерантности в подростковой среде и легко осуществлять повторные измерения индекса толерантности в дальнейшем.
    Вопросы анкеты касались трех основных аспектов толерантности: этнического, социального и толерантности как черты личности. Степень своего согласия или не согласия с предложенными утверждениями респондент мог выразить с помощью шестизначной шкалы: от «абсолютно не согласен» до «полностью согласен».
    Вот примеры некоторых утверждений:
    - «Любые религиозные течения имеют право на существование» - социальная толерантность
    - «Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные» - этническая толерантность
    - «Человек, который думает не так как я вызывает у меня раздражение» - толерантность как черты личности.
    Для проведения исследования и анализа эффективности деятельности по формированию и развитию основ толерантности респонденты были разделены на три группы:
    1. Постоянные участники фестивального движения (25 чел. - 7,4 %).
    2. Дети, принимающие участие в фестивале от 1 до 2 раз (97 чел.- 40 %).
    3. Дети, принимающие участие в фестивале впервые (128 чел. – 52,6 %).
    Анкетирование проводилось в два этапа: в день открытия Фестиваля и в последний день работы Фестиваля.
    Индивидуальная и групповая оценка уровня толерантности осуществлялась по следующим ступеням:
    1. Низкий уровень толерантности - 22-60 баллов. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
    2. Средний уровень - 61-99. Этот уровень характерен для респондентов, которые проявляют сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.
    3. Высокий уровень толерантности - 100-132. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности.
    Так, например, все постоянные участники фестивального движения в начале смены продемонстрировали средний уровень толерантности. В конце смены у 35 % детей этой группы появился высокий уровень толерантности.
    Количественные результаты группы детей, принимающих участие в фестивале от 1 до 2 раз, распределились следующим образом:
    - низкий уровень в начале смены был у 2 % детей (в конце смены его не продемонстрировал никто), высокий уровень увеличился на 5 % за счет уменьшения среднего уровня.
    Что касается детей, принимающих участие в фестивале впервые, то 4 % детей в начале смены продемонстрировали низкий уровень толерантности. В конце смены все дети показали средний уровень.
    Количественный анализ ответов участников межнационального фестиваля «Детства яркая палитра» продемонстрировал положительную динамику общего уровня толерантности у всех трех групп респондентов.
    Наиболее значительный рост индекса толерантности наблюдался у детей, которые являются постоянными участниками межнационального фестиваля. Что объясняется, прежде всего, именно постоянностью участия данной категории не только в межнациональном фестивале, но и постоянным включением практически во все мероприятия областного фестиваля национальных культур «Единение», частью которого и является фестиваль «Детства яркая палитра».
    Положительная динамика получена практически по всем трем субшкалам, что подтверждает эффективность всех механизмов (мероприятий), примененных в ходе смены. Особенно позитивно можно оценить результаты роста показателей в субшкалах: «социальная толерантность» и «толерантность как черта личности». Основной объем мероприятий фестиваля был направлен на повышение уровня этнической толерантности. Тем не менее, мероприятия и общий характер реализации фестиваля повлияли и на эти показатели.
    Инструментарий, примененный в ходе исследования, позволил провести количественное и качественное измерения исходного уровня толерантности детей относительно их принадлежности к различным творческим коллективам.
    Для этого организаторы исследования разделили «стартовые» анкеты на две группы:
    1. Творческие коллективы из Омской области.
    2. Творческие коллективы из г. Омска.
    Результатами анализа данных стало определение среднего показателя, характеризующего уровень толерантности участников творческих коллективов Омской области и г. Омска.
    Предметом этой части исследования стал средний уровень толерантности у детей из различных творческих коллективов, который измерялся в начале и в конце смены. В рамках данного измерения предполагалось определить:
    1. Влияет ли принадлежность творческого коллектива на уровень развития толерантности у детей.
    2. Влияет ли территориальное расположение творческого коллектива (в области, в городе) на уровень толерантности.
    3. Влияет ли интенсивность участия творческого коллектива в мероприятиях национально-культурного содержания (например, областной фестиваль национальных культур «Единение») на уровень толерантности.
    4. Влияет ли многонациональность репертуара творческого коллектива на уровень толерантности.
    5. Влияние национального состава коллектива на уровень толерантности у детей.
    При анализе данных учитывалось, что первый показатель «средний уровень толерантности в начале смены» характеризует определенный аспект работы руководителя творческого коллектива, второй «средний уровень толерантности в конце смены» - влияние мероприятий смены на развитие уровня толерантности у детей.
    Анализ полученных данных показал, что самый низкий исходный уровень толерантности у детей – 70 ед., был у участников только одной студии танца. Все остальные участники опроса продемонстрировали достаточно высокий исходный уровень толерантности. Можно предположить, что низкий уровень толерантности объясняется юным возрастом участниц (8 -10 лет) и юным возрастом самого коллектива.
    Полученные результаты показали, что величина среднего уровня не зависит от территориального расположения творческого коллектива. Участники творческих коллективов, проживающие как в городе Омске, так и в Омской области демонстрируют достаточно высокий уровень толерантности.
    Также отсутствует зависимость величины среднего уровня толерантности у творческих коллективов, принадлежащих национально-культурным объединениям, учреждениям культуры (МОУ, БУК, МУК) или ООО.
    Единственная зависимость, выявленная в результате сравнительного анализа полученных данных, существует в отношении частоты участия коллектива в мероприятиях областного фестиваля национальных культур «Единение». Т.е. чем чаще творческий коллектив, принимает участие в «Единение», тем выше средний уровень толерантности среди его участников.
    Однако, сравнивая данные, нужно отметить, что дети, демонстрирующие более низкий уровень толерантности в начале смены, показывают наибольший рост толерантности в конце смены. Что говорит об эффективности мероприятий, проведенных в течение всего периода их пребывания в лагере.
    В заключении, можно с уверенностью утверждать, что этот проект объединил в творчестве детей разных национальностей, преподав уроки дружбы, научил принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями, сформировал психологическую готовность к толерантным социальным и межэтническим отношениям в современном обществе, взаимопониманию и желанию поддерживать друг друга в совместном строительстве будущего родного Прииртышья.
    В общей сложностью за три смены – 750 ребят из 41 детского национального творческого коллектива из 13 муниципальных районов Омской области.

 

Главная | Вести | О Доме Дружбы | Афиша | Наши проекты | Омская область - регион многонациональный  | Спорт. Досуг. Здоровье | Оценка качества работы | Методическая копилка | Контакты | Национально-культурные объединения | Казачество | Наши творческие и спортивные объединения  | Омское региональное отделение ООО «Ассамблея народов России» | Часто задаваемые вопросы | Пишите нам

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru